Своевременная помощь


Однажды к нам в класс пришёл сотрудник полиции и долго рассказывал о наказаниях за правонарушения. После этого никому из ребят даже мысль совершить преступление не приходила в голову. Но в школе — точно знаю — были мальчишки, что-то натворившие и стоящие на учёте в Комиссии по делам несовершеннолетних, сокращённо КДН. Эта аббревиатура внушала мне страх как неизбежное наказание. К счастью, я повзрослела, так и не познакомившись с комиссией. Но по заданию редакции мне пришлось сделать это.


Я приехала в подмосковный город Чехов, чтобы провести один день вместе с комиссией. Ждала встречи с суровыми людьми в форме, а познакомилась с приятными дамами в штатском. Алла Аркадьевна Алябина, начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав, и Ольга Александровна Колдаева — её заместитель — взяли меня с собой в выездной рейд. По пути Алла Аркадьевна и Ольга Александровна рассказали о своей работе, и я поняла, что Комиссия по делам несовершеннолетних занимается не столько наказанием за проступки, сколько помощью детям, попавшим в непростые ситуации. Ситуаций таких — тьма! В одной семье родители так яростно выясняют отношения, что дети страдают. В другой взрослые пьют. В третьей мама и папа очень много работают и на ребёнка времени совсем не остаётся. Вот он и пускается во все тяжкие, чтобы вернуть к себе внимание родителей. Выручать их всех надо!

В комиссии рассматриваются абсолютно все дела, связанные с проблемами несовершеннолетних. Как узнают о проблемах? Об одних полиция сообщает, о других учитель беспокоится или взволнованные родители помощи просят. Бывают и анонимные сообщения, на которые тоже реагировать надо.
Все поступившие дела рассматриваются на заседании комиссии. Решают вместе, чем помочь можно. Одним надо льготы оформить, другим — ребёнка в детский лагерь на лето отправить. В тяжёлых случаях приходится родителей «воспитывать»… Универсальных рецептов нет, каждый случай — особенный. За каждого переживают.

Мы приехали проведать девочку, которая пережила сильное потрясение. Психологи и врачи уже работали с ней, но нужно продолжить реабилитацию. Разговорились мы с мамой. Та и рада помочь дочери, но не представляет как. Комиссия предложила девочке путёвку в детский лагерь, а неработающей маме — помощь в оформлении льгот. Прощаясь с нами, улыбались обе — мама с облегчением, дочь в ожидании радостной смены.

Новый адрес. Поймали шестнадцатилетнего паренька — ворует. Отец его парализован, работает только мама, на её плечах шестеро человек (есть ещё дочь с маленьким ребёнком и безработным мужем). Мальчик решил добыть деньги, которые, как ему казалось, другим способом не достать… В общем, «помог» маме, чуть в колонию не загремел. Хорошо, что одумался, раскаивается. Комиссия обещала помочь ему на работу устроиться…
Всего один день, а для меня — столько открытий! За буквами КДН и ЗП для меня теперь стоят непростые судьбы и люди, искренне желающие помочь.

Анастасия ГЕДИЧ.
Фото Ильяса ГИЛЯЗУТДИНОВА.